Обновленные ФГОС НОО и ООО – что нового (для родителей)
1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов российских школ
перешли на обновленные Федеральные государственные
образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО), и уже в 2024/2025 учебном году
обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным стандартам.
Почему надо было обновлять ФГОС?
За основу новой версии ФГОС НОО и ООО были взяты ФГОС
2009-2012 гг.. Как видим, прошло довольно много времени и изменилось
многое: структура управления образованием на федеральном уровне, нормативная
правовая база, приняты концепции преподавания ряда учебных предметов, внесены
существенные поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Кроме того ФГОС
2009-2012 годов были рамочные, не обеспечивали достаточный уровень
функциональной грамотности.
Как отмечается в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ, обновление
ФГОС НОО и ООО потребовалось в целях возрождения единого образовательного
пространства России, преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования, возможности формирования
образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом
образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что изменилось в обновленных ФГОС?
— изменились формулировки требований к личностным, метапредметным и
предметным образовательным результатам, они конкретизированы по годам
обучения и направлениям формирования функциональной грамотности
обучающихся; по предметным результатам они прописаны в двух вариантах:
что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что — на
углубленном. Акцент делается на применение знаний на практике;
— изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся
с ОВЗ — приведен в соответствие с СанПиН 1.2.3685-21: максимально допустимая
аудиторная нагрузка обучающихся начальных классов за 4 учебных года
не может быть более 3345 академических часов (увеличение составило 155
часов);
в основной школе за 5 учебных лет она не может быть более 5848
академических часов (увеличение составило 299 часов);
Как разъяснило Минпросвещение, дополнительные часы могут быть
использованы на углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том
числе родного языка и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»;
— скорректирован набор учебных предметов в предметных областях, в том числе
учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне;
-при обучении лиц с ОВЗ в начальной школе применяются ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
— в обновленных ФГОС НОО и ООО учебные предметы «Родной язык»,
«Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй
иностранный язык» включены в список обязательных, но теперь каждая
образовательная организация принимает решение об их изучении с учетом своих
возможностей: кадровых, финансовых, материально-технических и с согласия
родителей (законных представителей) обучающихся;
— в основной школе с 5-го по 9-й класс поэтапно с 2023/24
учебного года вводится учебный предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в соответствии с представленными модулями;
— даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная
среда»; определено, что доступ к информационно-образовательной среде школы
должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя)
обучающегося в течение всего периода обучения; при обучении с
использованием дистанционных технологий школа должна обеспечить
школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам как на
территории школы, так и за ее пределами;
— определены условия деления обучающихся на две и более групп: с учетом
успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и
профессиональных целей, в том числе на изучение родного языка в образовательных
организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык,
государственный язык республик РФ, иностранный язык, а также углубленное изучение
отдельных предметных областей или учебных предметов;
— установлено, что кабинеты по всем предметным областям должны быть
оснащены наглядными пособиями, картами, учебными макетами и специальным
оборудованием для развития компетенций учеников; в кабинетах
естественно-научного цикла, в том числе физики, химии и биологии, должно
быть специальное лабораторное оборудование для проведения опытов
и экспериментальной работы; допускается создание специально оборудованных
кабинетов, которые интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким
учебным предметам;
— изменен порядок обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями:
школа обязана выдавать ученикам не менее одного печатного учебника по
предметам: в начальной школе -русский язык, математика, окружающий мир,
литературное чтение, иностранные языки; в основной школе — русский язык,
математика, физика, химия, биология, литература, география, история,
обществознание, иностранные языки, информатика, и также выдавать каждому
обучающемуся не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной или
электронной форме по иным предметам и курсам из обязательной и
формируемой участниками образовательных отношений частей учебного плана;
— детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы;
определены связи воспитательного и собственно учебного процесса;
обозначены виды воспитательной деятельности как способа
достижения личностных образовательных результатов;
— предусмотрена возможность для инновационных площадок
самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы
основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного
общего образования. Это же может распространяться на авторские рабочие
программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика»,
«Физика», «Химия» и «Биология», разрабатываемые на основе примерной основной
образовательной программы;
согласно обновленным ФГОС НОО и ООО, если образовательная
организация, разрабатывая основную образовательную программу, предусматривает
использовать при её реализации примерный учебный план и (или) примерный
календарный учебный график, и (или) примерные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную
основную общеобразовательную программу, то в этом случае такая учебно-методическая
документация не разрабатывается.
Справочно
Функциональная грамотность – это способность применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах. Её развивают предметные, метапредметные и универсальные
способы деятельности, которые формирует школа. Функциональная грамотность
помогает человеку справляться с жизненными проблемами и делать
верные умозаключения.